суббота, 20 июня 2020 г.

Сенсорное развитие детей и психологическая готовность к обучению к школе.


С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования:
- особенности формы, цвета;
- исследование формы предмета (образца), его строения;
- взаимоотношение частей в пространстве, соотношение свойств образца со свойствами имеющегося материала;
- постоянная ориентировка во внешние свойства предметов;
- формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине;
- при усвоении грамоты развиваем фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.Усвоение сенсорных эталонов(общепринятых образцах внешних свойств предметов)- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет
Возраст ребенка
Цель
Задачи
Сверхзадача
возраста
1-й год жизни
Обогащение ребенка впечатлениями
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-й и 3-й год жизни
Накапливание представлений об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.

4-й год жизни
Формирование сенсорных эталонов.
У детей формируют: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
5-й год жизни
Следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

  Источник: Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. 
Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М. Просвещение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий