С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому
нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в
детском саду, в школе.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому
нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в
детском саду, в школе.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,
конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы
математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях
требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и
использования:
- особенности формы, цвета;
- исследование формы предмета (образца), его строения;
- взаимоотношение частей в пространстве, соотношение свойств образца со свойствами имеющегося материала;
- постоянная ориентировка во внешние свойства предметов;
- формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине;
- при усвоении грамоты развиваем фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
- особенности формы, цвета;
- исследование формы предмета (образца), его строения;
- взаимоотношение частей в пространстве, соотношение свойств образца со свойствами имеющегося материала;
- постоянная ориентировка во внешние свойства предметов;
- формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине;
- при усвоении грамоты развиваем фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной
мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами,
показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе
начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и
гибкостью восприятия.
Представления об основных разновидностях цвета, формы,
о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами
и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.Усвоение
сенсорных эталонов(общепринятых образцах внешних свойств предметов)- длительный
и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться
правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком
искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для
анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных
ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в
качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей от
рождения до 6 лет
Возраст
ребенка
|
Цель
|
Задачи
|
Сверхзадача
возраста
|
1-й год жизни
|
Обогащение ребенка впечатлениями
|
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог
следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и
величины.
|
|
2-й и 3-й год жизни
|
Накапливание представлений об основных
разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по
величине.
|
Дети должны научиться выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов.
|
|
4-й год жизни
|
Формирование сенсорных эталонов.
|
У детей формируют: устойчивые, закрепленные в речи
представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами.
|
Учить детей способам обследования предметов: их
группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному
осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
|
5-й год жизни
|
Следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между
элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
|
Развивать у детей аналитическое восприятие: умение
разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять
отдельные измерения величины.
|
Источник:
Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер.
Воспитание сенсорной культуры ребёнка. -
М. Просвещение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий