Восприятие - это тот психический процесс, с которого начинается познание окружающего мира человеком. Оно является фундаментом общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение для успешного выполнения ребенком детских видов деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.) и обучения в старшем дошкольном возрасте (грамота, математика и др.).
У детей 6 – 7 лет уже относительно сформированы все
виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды
чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и
восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью
зрения. Ребенок
видит окружающие его предметы и явления, слышит разнообразные звуки, улавливает
запахи и т.д. Именно в ходе восприятия ребенок получает первоначальные сведения
о внешних свойствах предметов и явлений, создаются их образы.
Восприятие в дошкольном возрасте благодаря
появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым.
Человек часто сталкивается с задачами,
решить которые может с помощью восприятия. Самая обычная задача - установить
внешние свойства какого-нибудь предмета и узнать его встречается практически на
каждом шагу. Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств -
сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами цвета служат цвета спектра и их оттенки, формы -
геометрические фигуры и их разновидности, величины - метрическая система мер.
Свои сенсорные эталоны имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка).
В дошкольном возрасте начинается
усвоение сенсорных эталонов. Однако важно не столько научиться правильно
называть то или иное свойство, сколько иметь четкие представления о
разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями при
анализе предметов, т.е. сопоставить с сенсорными эталонами качества
воспринимаемых предметов и определить их место в системе эталонов. Развитие
восприятия продолжается в среднем дошкольном возрасте и к пяти годам.
Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и
углубляются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий