понедельник, 20 июля 2020 г.

Развитие восприятия в дошкольномвозрасте


          Восприятие - это тот психический процесс, с которого начинается познание окружающего мира человеком. Оно является фундаментом общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение для успешного выполнения ребенком детских видов деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.) и обучения в старшем дошкольном возрасте (грамота, математика и др.).
У детей 6 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Ребенок видит окружающие его предметы и явления, слышит разнообразные звуки, улавливает запахи и т.д. Именно в ходе восприятия ребенок получает первоначальные сведения о внешних свойствах предметов и явлений, создаются их образы.
Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым.
Человек часто сталкивается с задачами, решить которые может с помощью восприятия. Самая обычная задача - установить внешние свойства какого-нибудь предмета и узнать его встречается практически на каждом шагу. Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств - сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета служат цвета спектра и их оттенки, формы - геометрические фигуры и их разновидности, величины - метрическая система мер. Свои сенсорные эталоны имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка).
В дошкольном возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов. Однако важно не столько научиться правильно называть то или иное свойство, сколько иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями при анализе предметов, т.е. сопоставить с сенсорными эталонами качества воспринимаемых предметов и определить их место в системе эталонов. Развитие восприятия продолжается в среднем дошкольном возрасте и к пяти годам. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.

 Источник: Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М. Просвещение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий