четверг, 20 августа 2020 г.

Особенности работы педагога в адаптационный период


Процесс адаптации ребенка во многом зависит оттого, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком во время его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о ребенке:
подготовленность к посещению детского сада;
особенности семейного воспитания (окружение ребенка, языковую принадлежность, условия проживания);
темперамент;
- интересы;
особенности общения с взрослыми и сверстниками и т. д.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
-   беседы с родителями;
-    наблюдение за ребенком;
-     развивающие игры.
Наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальная адаптационная карта, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационная карта передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте развития ребенка. Ведение адаптационной карты позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и тщательной.
Этапы работы с родителями:
Первый этап- создание общей установки на совместное решение задачи адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап- взаимное ознакомление педагогов и родителей с целями и задачами возрастного развития, обсуждение достижений детей.
Третий этап- реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка. Планирование совместных усилий семьи и педагогов.
Самое главное в первые дни в детском саду – удовлетворить базовые потребности ребенка. В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Затем необходимо постепенно увеличивать время пребывания ребенка в ДОУ. Укладывание спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду.
При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
-    предлагать ребенку ложиться в постель с игрушкой;
-    рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
-   создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий