Процесс адаптации
ребенка во многом зависит оттого, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять
эмоциональное напряжение,
согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Сведения о ребенке
воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а
также в ходе наблюдений за ребенком во время его пребывания. Уже в
процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно
важную информацию о ребенке:
- подготовленность к посещению детского сада;
- особенности семейного воспитания (окружение ребенка,
языковую принадлежность, условия проживания);
- темперамент;
- интересы;
- особенности общения с взрослыми и
сверстниками и т. д.
Для оптимизации
процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
- беседы с родителями;
- наблюдение за ребенком;
- развивающие игры.
- беседы с родителями;
- наблюдение за ребенком;
- развивающие игры.
Наибольшее внимание
следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого
ребенка ведется индивидуальная адаптационная карта, в котором
ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты
наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании
адаптационного периода адаптационная карта передается
педагогу-психологу, который прилагает его к карте развития ребенка.
Ведение адаптационной карты позволяет отследить особенности
привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при
необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе
бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с
родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о
протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна
быть более глубокой и тщательной.
Этапы
работы с родителями:
Первый этап- создание общей
установки на совместное решение задачи адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап- взаимное ознакомление
педагогов и родителей с целями и задачами возрастного развития, обсуждение
достижений детей.
Третий этап- реализация единого,
согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка.
Планирование совместных усилий семьи и педагогов.
Самое главное в первые дни в детском саду
– удовлетворить базовые потребности ребенка. В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Затем необходимо постепенно увеличивать время пребывания ребенка в ДОУ.
Укладывание спать желательно,
проводить на шестой день пребывания
в детском саду.
При этом необходимо
помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны
осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
В процессе адаптации
ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- предлагать ребенку ложиться в постель с игрушкой;
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- предлагать ребенку ложиться в постель с игрушкой;
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу
ранней социализации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий