суббота, 5 сентября 2020 г.

Возрастные нормы психического развития ребенка и направления деятельности родителей и педагогов

В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

3-4 лет

Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании само­стоятельности ребенка.

Ведущая деятельность — игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

Цели и задачи для педагогов и родителей:

1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

4. Формировать умение действовать по правилам.

5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Новообразования:

1. Усвоение первичных нравственных норм.

2. Самооценка.

3. Появление элементов партнерского общения.

4-5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Цели и задачи для педагогов и родителей:

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия пра­вилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявления познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудниче­ству в разных видах деятельности.

Новообразования:

1. Контролирующая функция речи.

2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-роле­вой игре.

3. Появление элементов произвольности.

4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая актив­ность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.

Цели и задачи для педагогов и родителей:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого по­тенциала ребенка.

3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5. Организовывать совместную деятельность с целью развития эле­ментов сотрудничества.

6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

6-7 лет

Ведущая потребность - общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Цели и задачи для педагогов и родителей:

1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникативных навыков со­трудничества в общении со сверстником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной само­оценки.

7. Способствовать формированию внутреннего плана действий че­рез интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представления.

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5. Возникновение первой целостной картины мира.

6. Появление учебно-познавательного мотива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий