четверг, 8 октября 2020 г.

Комплекс неполноценности и пути его преодоления

Есть некоторые психологические понятия, столь прочно вошедшие в обыденную речь, что многие из нас с легкостью употребляют их не задумываясь об их истинном значении. Так нередко приходиться слышать, что какой-то человек якобы страдает комплексом неполноценности.
А кое-кто не стесняется заявить, что у него самого определенные обстоятельства вызывают названный комплекс. При этом, как правило, имеется в виду, что человек страдает от неуверенности в себе, низко себя ценит, глубоко переживает свои подлинные и мнимые недостатки. Комплекс неполноценности возникает, как правило, на фоне уже имеющейся заниженной самооценки. Человек, который сам не оценивает своих достоинств, а лишь преувеличивает недостатки, не многого в жизни добьётся. Скорее всего он окажется в пассивном, зависимом положении, не найдет контакта с людьми.


Не будет преувеличения, если сказать, что самооценка ребенка формируется руками родителей. И дело здесь не в словесных оценках, которые высказываются ребенку. Решающую роль играет стиль отношений в семье и характер воспитательных воздействий. Ребенок рискует стать закомплексованным, если он поставлен в условия подчеркнутой зависимости от родителей. Чаще всего человек с заниженной самооценкой вырастает из ребенка, окруженного чрезмерной заботой. Такой стиль воспитания называется гиперопека. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать абсолютно от всего, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. Другой распространенный мотив гиперопеки - существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей. Но все-таки самая неблагоприятная сторона гиперопеки - это передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. В дальнейшем это выражается зависимостью ребенка от родителей, несамостоятельностью, инфантилизмом, неуверенностью в себе, отсутствием навыков общения и т.д.

Означает ли все сказанное, что родительская забота вредна ребенку? Безусловно, недостаток родительского внимания обедняет мир ребенка, вызывает эмоциональные проблемы. Но и избыток заботы чреват серьезными затруднениями. Не вольно насаждая у ребенка представление о себе, как о беспомощном существе, можно, в конце концов добиться, что такая самооценка глубоко укорениться в детском сознании и потянется шлейфом во взрослую жизнь. Во избежании, этого родителям нужно учитывать реальные возможности ребенка и считаться с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий