«Семейное художественное чтение как способ
общения»
«Чтение - вот лучшее учение!»
А. С. Пушкин.
Семейное художественное чтение - это
совместное или только взрослыми для детей чтение художественных произведений
вслух, которое является одним способов общения и ненавязчивого,
непрямолинейного воспитания. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем (находимся
рядом): обмениваемся информацией, эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло
друг друга, делимся социальным опытом. Это важнейший моментом сближения детей и
родителей, способствующий укреплению взаимоотношений в семье.
Самое главное – положительный
эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете,
проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.
Как читать?
От 0 до 2 лет
- Выразительно и эмоционально декламируйте,
тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее
— в общем, искренно развлекайте малыша.
- Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас
есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых
говорится в стихах и потешках. Кукарекайте за петушка золотого гребешка,
бодайтесь за козу рогатую и топайте за мишку косолапого.
- Как только книга надоест малышу, прекратите
чтение, отложите её на денёк или другой.
От 2 до 4 лет
- Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул
или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы.
Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове
разные эпизоды одной истории.
- Не ленитесь читать одно и то же по многу раз,
если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к
повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
- Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми
ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам
кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса стимулирует развитие
речи.
От 4 до 6 лет
- Ребенок уже хорошо воспринимает текст, прочитанный
нормальным родительским голосом. Но, конечно, интонирование не помешает.
- Дети уже не зацикливаются на одной сказке так
сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать
книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
- Читайте по главам, если они небольшие, в
противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые
куски. Такой «дробный подход» поможет понять сюжет и побудить желание
ребенка научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом
интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет
узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
От 7 лет
- Теперь определять круг чтения вашего ребенка
будете не только вы, но и он сам. Заключите с юным читателем договор:
каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги
– одну выбираете вы, вторую – он.
- Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут
пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора
начинать читать самому.
- Читайте сказки и басни по ролям.
- Научите ребенка сочинять стихи или, например,
писать истории, продолжающие его любимые книги.
- Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к специалистам. Не забывайте хвалить своего юного читателя, чтобы он не лишился мотивации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий