пятница, 6 ноября 2020 г.

Развитие восприятия и памяти

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Проблема психического развития детей, становления челове­ческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия и памяти в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.

Восприятие - это тот психический процесс, с которого начинается познание окружающего мира человеком. Оно является фундаментом общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение для успешного выполнения ребенком детских видов деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.) и обучения в старшем дошкольном возрасте (грамота, математика и др.).




Ребенок видит окружающие его предметы и явления, слышит разнообразные звуки, улавливает запахи и т.д. Именно в ходе восприятия ребенок получает первоначальные сведения о внешних свойствах предметов и явлений, создаются их образы.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым.

Восприятие человека имеет ряд свойств. Это, прежде всего, его предметность, которая состоит в том, что получаемые нами впечатления от внешнего мира мы всегда относим к тем или другим предметам и явлениям.

Другое свойство - это осмысленность. Воспринимая тот или иной предмет, человек использует свой опыт, к новым впечатлениям от предмета добавляются те, что были получены им раньше. Третье свойство - константность (которое действует в определенных условиях), относительная независимость восприятия внешних свойств (цвета, формы, величины) от условий, в которых происходит это восприятие.

Человек часто сталкивается с задачами, решить которые может с помощью восприятия. Самая обычная задача- установить внешние свойства какого-нибудь предмета и узнать его- встречается практически на каждом шагу. Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств- сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета служат цвета спектра и их оттенки, формы - геометрические фигуры и их разновидности, величины- метрическая система мер. Свои сенсорные эталоны имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка).

В дошкольном возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов. Однако важно не столько научиться правильно называть то или иное свойство, сколько иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями при анализе предметов, т.е. сопоставить с сенсорными эталонами качества воспринимаемых предметов и определить их место в системе эталонов. Развитие восприятия продолжается в среднем дошкольном возрасте и к пяти годам. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом возрастном периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает.

Память имеет большое значение в жизни каждого человека, она обеспечивает непрерывность психической жизни. Благодаря памяти мы запоминаем полученную информацию, сохраняем ее и при необходимости восстанавливаем, воспроизводим.

В зависимости от того, что запоминает человек, различают двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации) память. Существует особая форма образной памяти- эйдетическая, когда человек запоминает полученную информацию очень полно, детально, с фотографической точностью. Очень часто дошкольники обладают такой памятью, и способность к эйдетическим представлениям сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Разные виды памяти тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно.

Сохранение и воспроизведение информации зависят от богатства, содержательности и прочности связей, которые человек устанавливает при запоминании нового опыта, с элементами уже имеющегося у него опыта. Поэтому овладение способами и приемами запоминания- единственный путь улучшения памяти. Большая часть нашего опыта запоминается без специальной цели запомнить, т.е. непроизвольно. Непроизвольное запоминание является дополнительным результатом действий восприятия, мышления, воображения. Преобладающим видом памяти у старших дошкольников остается образная память. Поэтому для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий