суббота, 27 апреля 2019 г.

«Взаимоотношения в семье»

В общении со взрослыми у ребенка закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверен­ности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным...

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слу­шать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфлик­ты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.


Как же построить нормальные отношения с ребенком? (воп­рос к родителям)

Общение ребенку необходимо, как и пища. Плохая пища от­равляет организм, неправильное общение "отравляет" психику ребенку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональ­ному благополучию.

Мировая практика психологической помощи детям и их родите­лям показала, что трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Исследования показали, что стиль родительского взаимодей­ствия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило бессознатель­но. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспиты­вает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Давайте посмотрим, как же надо общаться с ребенком? И здесь нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер и ее книга "Общаться с ребенком. КАК?".

Прежде всего надо безусловно принимать ребенка — любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендова­ла обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хоро­шего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.

Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.

Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: "меня не любят". Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего — родителей с ребенком.

Копить и скрывать свои негативные эмоции не стоит.

Как же мы, взрослые, должны выражать свое недовольство ребенком? (вопрос к родителям)

Это надо выражать особым образом.

· Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

· Осуждать действия ребенка, но не его чувства.

· Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Мини-анкета для родителей

Ответьте на вопрос мини-анкеты:

· Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребенку с эмоционально положительными высказывания­ми (радостным приветствием, одобрением, поддержкой).

· Сколько раз с отрицательным упреком, замечанием?

· Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребенка (утрен­ние приветствия и поцелуй на ночь не считаются). 

· Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребенком?

· Какими словами Вы называете ребенка, когда сердитесь?

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается? (воп­рос к родителям)

Разные дети по-разному реагируют на замечания: одни грустят и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Часто то, что нам кажется простым, для ребенка на самом деле трудно выполнимо. И поступая несправедливо по отношению к нему, мы вынуждаем ребенка на нас обижаться. Указывать на ошибки надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения. В каждом возрасте для ребенка существует определенный круг дел, с которым он может справиться. За пределами этого круга есть дела, доступные для ребенка только при участии взрослых или недоступные вообще. По мере развития ребенка увеличивается и круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно. Иначе говоря, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня делал вместе со взрослыми. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя только то, что не может сделать ребенок. По мере освоения ребенком новых действии постепенно передавайте их ему.

Как быть, если ребенок освоил дело, но упорно не хочет его делать (уборка игрушек, постели)? (вопрос родителям)

Необходимо выяснить причину непослушания. Возможно, ре­бенку еще трудно его выполнить, или просто ему важно Ваше уча­стие, Ваша моральная поддержка. Может быть, корень упрямства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть про­блема самого ребенка, но чаще она кроется в ваших взаимоотно­шениях. Если отношения испорчены, то без дружелюбного и теп­лого тона они ничего не дадут. Тон тт главное условие успеха.

Не следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чув­ствительны и восстают против нее всеми силами души. Здесь хо­рошо помогают внешние средства, например, картинки для напо­минания, список дел, схемы, панорама добрых дел, записки от любимого героя и т.д.

Еще одна из причин конфликта — излишняя заботливость роди­телей, которые хотят для детей больше, чем сами дети. Такие роди­тели, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать то, что ему положено, некоторые роди­тели встают на путь "подкупа". Они соглашаются "платить" деньга­ми, вещами, удовольствием, если ребенок будет делать то, что от него хотят. Этот пугь опасен и малоэффективен. Дело обычно кон­чается тем, что ребенок начинает требовать все больше и больше, а обещанных изменений в поведении не происходит.

Важно помнить, что личность ребенка и его способности разви­ваются в той деятельности, которой он занимается по собствен­ному желанию и с интересом.

Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угро­жает его жизни и здоровью.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными послед­ствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. Что значит — активно слушать ребенка?

Активно слушать ребенка — значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства.

Если у ребенка эмоциональные проблемы, его надо активно слушать. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегай­те общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза - первые и сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать.

Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердитель­ной форме. (Ребенок: Не хочу дружить с Сашей. Мать: Ты на него обиделся.)

Помните: Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разоб­раться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может, он что-то и добавит. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.

В вашем ответе полезно повторить, как вы поняли, что случи­лось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Ребенок, убе­дившись, что взрослый готов его слушать, начнет все больше рассказывать о себе, тем самым он будет сам продвигаться в ре­шении своих проблем.

Задание для родителей на тему: "Чувства ребенка "

Выполните небольшое задание:

Пожалуйста, в графе "Чувства ребенка" напишите чувства, кото­рые, по Вашему мнению, испытывает ребенок в конкретном случае, а в графе "Ваш ответ" запишите свой ответ на слова ребенка

«Чувства ребенка»

Ситуация и слова ребенка
Чувства ребенка
Ваш ответ ребенку
1
Ребенку сделали укол, он плачет:
"Доктор плохой! "
Боль
Тебе больно, ты
рассердился на доктора
2
Старший сын - маме:
"Ты всегда ее защищаешь, говоришь: "она маленькая, маленькая", а меня не жалеешь"
Обида
Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала
3
Ребенок роняет чашку, та разбивается:  "Ой!!! Моя ча-а-шечка! "
Обида,
огорчение
Было очень неловко и
обидно
4
Влетает в дверь:
"Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную! "
Радость
Здорово! Я вижу, ты очень рад


5
"Надо же, я забыла включить телевизор,
а там было продолжение фильма! "
Досада
Очень досадно...

Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком заме­чайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т.д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу. Не забывайте и о паузе после ваших слов.

УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

Решение родительского собрания

· Любить своего ребенка и безусловно принимать его.

· Выражать ребенку свою любовь и понимание. Обнимать его
не менее четырех раз в день.

· Познакомиться с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. КАК?".

Памятка для родителей по теме:

"СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

Принципы построения общения взрослого с ребенка:

· Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспита­ния и общения с ребенком.

· Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе. Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

· Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.

· Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрос­лыми членами семьи.

· Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним. Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.

· В общении с ребенком уделяйте внимание не только вер­бальной (речевой) стороне, но и невербальной (нерече­вой). Используйте жесты, мимику, взгляд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий